основные приемы декоративного оформления
В оформлении вновь возводимых домов часто используют
мотивы декора, отдельные элементы и детали орнамента, характерные для народного
жилого зодчества. В декоративном оформлении жилищ присутствует обычно и
близкая традиционной резьба, но, как правило, упрощенная и утерявшая свое
глубокое символическое значение, присущее декоративному убранству
традиционного жилого дома. Случается, что на фасады новых сельских домов
переносят с обветшавших старинных изб элементы традиционного резного декора —
наличники или их части, фрагменты лобовых досок и причелин. Зачастую, однако,
это делают без понимания характера и структуры художественного убранства
жилища, без соблюдения пропорциональных и масштабных соотношений отдельных
частей и целого, с нарушением основных принципов и приемов формирования
архитектурно-художественного облика сельского дома.
Отражает в своем облике основные приемы декоративного
оформления традиционного жилища и дом, возведенный в Гатчинском районе
Ленинградской области (80,а). Его объемная композиция почти без изменений
повторяет характерную для этой части региона композицию традиционного
сельского дома. То же можно сказать и о принципах построения
архитектурно-художественной структуры дома. Три окна по главному фасаду,
оформленные наличниками со скромной резьбой и развитыми очельями, хорошо
выделяются на плоскости стены.
Сдвоенное окно светелки с весьма своеобразным рисунком
переплетов, в котором ощущается влияние городской дворцовой архитектуры, и
небольшой треугольный фронтон завершают простую, но в целом ясно выраженную
композицию главного фасада.
В архитектурно-художественном облике другого дома,
расположенного также под Ленинградом (81), нашли воплощение наиболее общие
принципы организации декоративного убранства традиционного сельского жилища.
Важные и выразительные элементы декора размещены на главном фасаде,
обращенном в сторону улицы. Четко читаются на плоскости фасада три окна
первого этажа с резными наличниками и фронтон с богато оформленным окном
мансарды. Их выявлению в общей композиции дома способствует окраска
наличников и причельных досок в белый цвет. Особо выделен в декоративном
убранстве дома конек, украшенный изготовленным из жести и ярко раскрашенным
объемным изображением петуха. Однако эта деталь, композиционно не связанная с
общим художественным решением, нарушает масштабность структурного построения
фасада и вносит излишнее беспокойство в силуэт жилища. В остальном главный
фасад дома имеет достаточно ясную и четкую композиционную структуру. Что же
касается конкретной прорисовки основных декоративных элементов и деталей, то
она весьма схематична и не несет в себе ярких самобытных решений.
|