Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



основные приемы декоративного оформления

В оформлении вновь возводимых домов часто используют мотивы декора, отдельные элементы и детали орнамента, характерные для народного жилого зодчества. В декоративном оформлении жилищ присутствует обычно и близкая традиционной резьба, но, как правило, упрощенная и утерявшая свое глубокое символическое значение, присущее декоративному убранству традиционного жилого дома. Случается, что на фасады новых сельских домов переносят с обветшавших старинных изб элементы традиционного резного декора — наличники или их части, фрагменты лобовых досок и причелин. Зачастую, однако, это делают без понимания характера и структуры художественного убранства жилища, без соблюдения пропорциональных и масштабных соотношений отдельных частей и целого, с нарушением основных принципов и приемов формирования архитектурно-художественного облика сельского дома.

Отражает в своем облике основные приемы декоративного оформления традиционного жилища и дом, возведенный в Гатчинском районе Ленинградской области (80,а). Его объемная композиция почти без изменений повторяет характерную для этой части региона композицию традиционного сельского дома. То же можно сказать и о принципах построения архитектурно-художественной структуры дома. Три окна по главному фасаду, оформленные наличниками со скромной резьбой и развитыми очельями, хорошо выделяются на плоскости стены.

Сдвоенное окно светелки с весьма своеобразным рисунком переплетов, в котором ощущается влияние городской дворцовой архитектуры, и небольшой треугольный фронтон завершают простую, но в целом ясно выраженную композицию главного фасада.

В архитектурно-художественном облике другого дома, расположенного также под Ленинградом (81), нашли воплощение наиболее общие принципы организации декоративного убранства традиционного сельского жилища. Важные и выразительные элементы декора размещены на главном фасаде, обращенном в сторону улицы. Четко читаются на плоскости фасада три окна первого этажа с резными наличниками и фронтон с богато оформленным окном мансарды. Их выявлению в общей композиции дома способствует окраска наличников и причельных досок в белый цвет. Особо выделен в декоративном убранстве дома конек, украшенный изготовленным из жести и ярко раскрашенным объемным изображением петуха. Однако эта деталь, композиционно не связанная с общим художественным решением, нарушает масштабность структурного построения фасада и вносит излишнее беспокойство в силуэт жилища. В остальном главный фасад дома имеет достаточно ясную и четкую композиционную структуру. Что же касается конкретной прорисовки основных декоративных элементов и деталей, то она весьма схематична и не несет в себе ярких самобытных решений.

 
 
  2011