окно главного фасада
Однако и в таком жилом доме
достаточно долго сохранялись еще некоторые детали более ранних сооружений—
повальные бревна и причелины с полотенцами, что и стало причиной повторения
традиционной схемы распределения резного декоративного убранства на главном
фасаде жилища. Например, дом Лоховых в деревне Вашкино Нижегородской области
сочетает в своем архитектурно-художественном облике декоративные элементы
старинных крестьянских изб с более поздним конструктивным решением фронтона (12).
Здесь можно видеть и характерное для жилой архитектуры старой деревни
расположение окон на главном фасаде, и традиционное решение крыши с
кронштейнами-повалами, «курицами» и водотоками, и отработанные приемы
размещения декоративных элементов и деталей в общей структуре художественного
убранства дома. Резьбой выделены «красное» окно главного фасада, широкая
лобовая доска, отмечающая переход от бревенчатой стены к дощатому заполнению
фронтона, а также причелины иконцы повальных бревен. Традиционен и резной растительный
орнамент, покрывающий эти важные в композиционном отношении детали,
достаточно проста и отчасти схематизирована их прорисовка.
Одним из характерных примеров более позднего решения
декоративного убранства народного жилища Поволжья может служить дом Авакимовых
в Городце Нижегородской области (13), где также еще прослеживаются черты
конструкции и основные принципы расположения декоративного убранства
старинных рубленых домов. Однако в прорисовке декора, его богатом пластическом
и образно-символическом насыщении видится новый подход, ставший впоследствии
основным и определяющим в народной жилой архитектуре региона.
Рассматривая композиционные решения, сочетающие в себе
архитектурно-конструктивные и декоративные элементы и детали традиционного
жилого дома, нельзя не отметить, что в русском народном зодчестве польза и
красота были неразделимы, сливались в единое целое, соответствующее
назначению сооружения. Красота всегда была одной из важнейших и наиболее
ценимых народом сторон жилой среды.
|