Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



Мотивы северной пропильной резьбы

Мотивы северной пропильной резьбы довольно разнообразны, но превалируют символические изображения космогонического характера — различные круги, ромбы, как бы обозначающие небесные тела, многочисленные солярные знаки — символы солнца (26). Редкий дом обходился без изображения солнечной розетки на концах причелины и полотенец, на оконных наличниках или ставнях, деталях балконов, крылец, прочих важных архитектурных элементов. Встречались в народном жилом зодчестве Севера и своеобразные мотивы резного декора, заимствованные у окружающей природы — стилизованные «елочки», скромный растительный орнамент. Через символы декоративного убранства дома, как и через его общую организацию, крестьянин связывал себя и с безграничным космосом, и с близкой ему природой.

В средней полосе страны, особенно в районах Поволжья, использовалась в основном «глухая» резьба, рассчитанная на игру светотени при ярком солнечном освещении. Такая резьба перекочевала на фасады крестьянских изб с бортов волжских деревянных судов, сохранив при этом свое название — «корабельная резь». Для ее; выполнения применяли доски толщиной до 8 см. Глубина рельефа доходила в отдельных случаях до 5 см. Когда в силу ряда объективных причин стала распространяться более простая в исполнении и потому более доступная сквозная резьба, то и в ее структуре проявились специфические отличительные черты — резной орнамент был значительно более сложным, развитым, причудливым, в нем не было строгого геометризма и масштабной укрупненности, свойственных обобщенному и структурно выверенному северному декору.

В основе рисунка поволжской резьбы лежал растительный орнамент (27). В его структуру органично вплетались фигуры диковинных существ — «фараонов», львов, птиц Сиринов, таких, казалось бы, далеких от повседневной жизни русской деревни и не свойственных окружавшей крестьян природе. Предполагают, что народные мастера заимствовали эти изображения из старинных рукописей и со стен древних храмов. Но они и сами вносили в орнамент много того, что видели вокруг себя, что постоянно встречали в обыденной жизни. Потому-то образцы фантастических Сиринов, «фараонов», сказочных русалок приобретали под их руками черты деревенских мужиков и баб.

Одним из наиболее распространенных в домовой резьбе Верхнего Поволжья персонажей был лев. Мастера, никогда не видевшие этого зверя, изображали его условно, придавая облику льва черты хорошо знакомых им животных. Зачастую вырезанные ими львы были похожи на деревенских котов. Вместо оскалившихся злобных стражей с оконных наличников, лобовых досок и ворот крестьянских изб глядели необычные, но по-домашнему добродушные звери (28).

 
 
  2011