композиционные узлы самцовой кровли
Для большей прочности всей конструкции «охлупень»
прикрепляли к князевой слеге специальными деревянными гвоздями — стамиками которые
обычно фигурно обрабатывали. Стамики были хорошо видны на фоне неба и вносили
новый ритмический строй в монументальный силуэт дома. С целью устройства
большого света крыши со стороны главного фасада делали кронштейны — выпуски
верхних бревен сруба, на которые и опиралась эта часть крыши.
Наибольшее распространение покрытия такого типа получили в
северных районах, где было достаточно много добротного строевого леса.
Народные мастера-строители подчеркивали, акцентировали основные
структурные и композиционные узлы самцовой кровли и традиционного жилого дома
в целом. Практическая роль таких узлов в общей архитектурно-художественной
системе жилища выявлялась с помощью определенных способов и приемов
декоративной обработки. Например, сильный вынос крыши, вызванный стремлением
защитить стены от атмосферных осадков, стал одной из характерных и весьма
выразительных черт архитектурно-художественного облика жилого дома. Важные в
функциональном отношении конструктивные детали крыши — «охлупень», «курицы»,
«потоки» — имели богатую пластическую форму, хорошо выражавшую их
практическое назначение и обогащенную декоративными элементами. Важнейшие
детали архитектурно-художественного убранства фасада жилого дома — наличники
окон — были прежде всего функционально необходимыми элементами — закрывали
осадочный паз между бревенчатой стеной и косяком окна от попадания туда
влаги. Такие, казалось бы, чисто декоративные элементы, как причелины и
ветреницы, тоже были практически необходимы, причелины прикрывали собой торцы
слег, выходившие на главный фасад, предохраняя их от загнивания, а ветреницы
закрывали стык причелин на коньке крыши.
В жилом доме более позднего типа, получившем
распространение в основном в районах средней полосы, крыша имела уже покрытие
на стропилах, а бревенчатый фронтон с самцами заменило дощатое заполнение.
Резкий переход от грубофактурной поверхности бревенчатого сруба к гладкому
дощатому фронтону, будучи тектонически оправданным, тем не менее выглядел
композиционно невыразительным, и его стали прикрывать довольно широкой
лобовой доской, украшенной насыщенным резным орнаментом. Впоследствии из этой
доски развился фриз, шедший вокруг всего дома.
|