Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



барочные детали

Часто в убранстве наличников присутствовали символические изображения солнца (22, в, г; 23).

В прорисовке общей композиции и деталей оконных обрамлений отразились и формы городской архитектуры, прежде всего архитектуры петербургских и московских дворцов. Подобные наличники нередко встречались на Севере. Народные мастера сумели так трансформировать понравившиеся им барочные детали — в соответствии с особенностями материала и способами его обработки, что возникла новая органичная форма (20, б).

Наиболее пышными и богатыми выглядят наличники и ставни на домах Поволжья. В их оформлении народные мастера использовали самые разнообразные мотивы: и растительные орнаменты, и солярные знаки, и фантастических животных, и сказочные персонажи, и изображения диковинных птиц (24). В последнем случае, кстати, ставни превращались в чисто декоративный элемент — они часто даже не закрывались, а иногда просто накрепко приколачивались к стене дома.

Вход традиционного жилого дома оформлялся обычно весьма внушительно. При нем, как правило, оборудовалось крытое крыльцо. Крыльцо, перекрытое односкатной или двускатной крышей, предохраняло вход от дождя, снега, в значительной степени защищало от ветра. Развитое крыльцо сглаживало резкий переход из внешнего пространства во внутреннее, с улицы в сени дома.

Крыльцо часто щедро украшали. В его декоративное убранство входили резные колонки, фигурные балясины ограждения, узорчатые подзоры покрытия. Из практического архитектурно-конструктивного элемента, защищавшего вход в жилище, крыльцо постепенно превратилось в одну из наиболее выразительных деталей крестьянского дома, стало излюбленным местом встреч селян.

Наиболее внушительными по своим размерам были крытые крыльца северных изб, что прежде всего объясняется специфическими климатическими условиями. Например, монументальное крыльцо дома Елизарова (25) опирается на толстые бревна, вертикально врытые в землю. На его просторную площадку, высоко поднятую над землей, ведет широкая лестница, конструктивной основой которой служат два мощных бруса. Односкатную крышу крыльца подпирают фигурные столбы,  имеющие весьма выразительную пластичную форму. Их четкий силуэт хорошо вырисовывается на фоне неба. Очень легко «прочитывается» конструкция крыльца, наглядно воспринимается «работа» всех его элементов, зримо ощущается, как передается нагрузка от одних деталей к другим. Такая ясность конструктивного решения, вообще свойственная народной архитектуре, в данном случае проявилась с особой силой. В ней выражаются основные свойства дерева как строительного материала — достаточная прочность, хорошая работа на изгиб, широкие пластические возможности.

 
 
  2011