формы и мотивы городской архитектуры
При стропильной кровле вся структурная организация
главного фасада и декоративное оформление дома были подчинены
ггому конструктивному решению. И если при крыше самцовой
конструкции весь главный фасад представлял собой единое целое, то в данном
случае уже четко вычленялся фронтон .дания, отделенный от плоскости
бревенчатой стены резной лобовой доской, причем часто он приобретал черты,
характерные для классической архитектуры города с ее жестким структурным
построением. Появились здесь и типично «классические» архитектурные детали и
элементы декора, переработанные народными мастерами в соответствии с их
вкусами и представлениями.
Используя формы и мотивы городской архитектуры, народные
зодчие придавали им национальное своеобразие и присущую народному искусству
декоративную выразительность.
Со временем лобовая доска превратилась в ступенчатый
карниз. Народные мастера-резчики стали покрывать замысловатой резьбой не-
только причелины, но и подшивку выносов кровли.
Резные фризовые доски располагали уже не с одной лицевой
стороны дома, но и по его боковым фасадам.
Фронтон поволжского дома оформлялся особенно богато. В
основном декор был сосредоточен в зоне завершения здания, на его фронтоне.
Именно здесь наиболее ярко проявились фантазия народных мастеров, их
изобретательность и любовь к творческим экспериментам. Каких только
композиций, затейливых и замысловатых, не создавали они на фронтонах. Особое
внимание резчики уделяли лобовой доске — на ней они стремились разместить
самые важные и наиболее выразительные по их понятиям изображения. Потому-то
эту доску называли еще и «красной», то есть красивой.
В центре фронтона располагали так называемое «светелочное»
окно., освещавшее жилое чердачное помещение и являвшееся главным элементом в
композиции фронтона. Обычно светелочное окно пышно украшали (см. 17).
Значение его в общем архитектурно-художественном решении фасада было столь
велико, что в некоторых случаях, даже при отсутствии на чердаке жилого
помещения, чердачное окно все же оформляли богатым резным наличником.
В ряде районов Поволжья существовала и другая
разновидность светелочных окон — по краям простого полукруглого чердачного
проема располагали стилизованные солнечные лучи (см. 18).
|