Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



формы и мотивы городской архитектуры

При стропильной кровле вся структурная организация главного фасада и декоративное оформление дома были подчинены

ггому конструктивному решению. И если при крыше самцовой конструкции весь главный фасад представлял собой единое целое, то в данном случае уже четко вычленялся фронтон .дания, отделенный от плоскости бревенчатой стены резной лобовой доской, причем часто он приобретал черты, характерные для классической архитектуры города с ее жестким структурным построением. Появились здесь и типично «классические» архитектурные детали и элементы декора, переработанные народными мастерами в соответствии с их вкусами и представлениями.

Используя формы и мотивы городской архитектуры, народные зодчие придавали им национальное своеобразие и присущую народному искусству декоративную выразительность.

Со временем лобовая доска превратилась в ступенчатый карниз. Народные мастера-резчики стали покрывать замысловатой резьбой не- только причелины, но и подшивку выносов кровли.

Резные фризовые доски располагали уже не с одной лицевой стороны дома, но и по его боковым фасадам.

Фронтон поволжского дома оформлялся особенно богато. В основном декор был сосредоточен в зоне завершения здания, на его фронтоне. Именно здесь наиболее ярко проявились фантазия народных мастеров, их изобретательность и любовь к творческим экспериментам. Каких только композиций, затейливых и замысловатых, не создавали они на фронтонах. Особое внимание резчики уделяли лобовой доске — на ней они стремились разместить самые важные и наиболее выразительные по их понятиям изображения. Потому-то эту доску называли еще и «красной», то есть красивой.

В центре фронтона располагали так называемое «светелочное» окно., освещавшее жилое чердачное помещение и являвшееся главным элементом в композиции фронтона. Обычно светелочное окно пышно украшали (см. 17). Значение его в общем архитектурно-художественном решении фасада было столь велико, что в некоторых случаях, даже при отсутствии на чердаке жилого помещения, чердачное окно все же оформляли богатым резным наличником.

В ряде районов Поволжья существовала и другая разновидность светелочных окон — по краям простого полукруглого чердачного проема располагали стилизованные солнечные лучи (см. 18).

 
 
  2011