формирование художественного убранства жилого дома
Человеческий мозг обладает весьма ограниченной
способностью в единовременном получении какой-либо информации. Человек может
уверенно и надежно воспринять сразу, не считая, около семи предметов. Так
вот, в традиционном сельском жилом доме число крупных архитектурных деталей,
определяющих структуру его фасадов, было весьма невелико. На главном фасаде,
как правило, можно выделить в среднем от 5 до 10 основных
архитектурно-художественных элементов — узлов фиксации внимания, что
достаточно близко к оптимальному для полноценного восприятия числу. Столь
небольшое число деталей наряду с некоторым увеличением их размеров
способствовало лучшей «читаемости» структуры здания, помогало выявлению
важных в функциональном отношении элементов.
Даже при беглом взгляде на фасад дома Сергеева из деревни Логморучей
(см. 16) можно безошибочно определить его структуру, выявить важнейшие
детали, представить в общем виде их число. Этому способствует небольшое число
элементов, размещенных на плоскости фасада, и четкая, ясная их организация.
Окна жилой части, украшенные выразительными наличниками, выстраиваются в
строгий ритмический ряд, подчеркивающий общую форму дома. Строгая
композиционная организация фронтона завершает симметричное структурное
построение фасада, поддержанное лаконичным декором. Подобный цельный прием
композиционного решения главного фасада весьма характерен для традиционной
жилой архитектуры.
При формировании художественного убранства жилого дома
народные мастера избегали дробления архитектурных форм, старались
использовать лишь такие декоративные элементы, которые соответствовали бы
тектонической структуре здания, не нарушали бы цельности его объема.
Жилым и хозяйственным
постройкам традиционного села присущи простота форм,
структурная выверенность в решении основных архитектурно-художественных
деталей, в размещении важных элементов декора. Замечено, что дробные членения
объема дома размельчают его масштаб, делают его недостаточно выразительным.
Дома, же, имеющие меньшее число членений, кажутся более значительными,
«весомыми». Интересно, что наиболее совершенным памятникам народной
архитектуры присущ именно крупный, выразительный масштаб.
|