Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



Элементы глухой резьбы

Распространен в декоративном убранстве верхневолжских домов был и образ русалки-берегини — сказочного существа с рыбьим хвостом и женским торсом, называемого еще «фараон-кой». Резчики с каким-то особым удовольствием подчеркивали формы ее тела и в каждом отдельном случае создавали яркую индивидуальную образную и пластическую характеристику. Неизменной была лишь поза берегини, напоминающая позу моления — руки ее, как правило, были воздеты или раскинуты в стороны, и обязательно в одной из них или в обеих она держала ветку. Вкладывая в этот образ определенный архаичный, ритуальный смысл, народные мастера придавали героиням своих рельефов особое реалистическое содержание, выразившееся в своеобразной прорисовке лиц, как бы взятых из окружающей деревенской жизни (29, а, б).

Популярен у народных резчиков был и другой фантастический образ — птицы Сирина, изображаемой с женским лицом и человеческими руками. Этот образ можно встретить и на дверцах шкафов, и на лубочных картинках, и на лобовых досках крестьянских изб. Искусно вписаны фигуры Сиринов в структуру сложного растительного орнамента. Их лица загадочны и серьезны. Они смотрят широко раскрытыми глазами строго, подчас даже трагично (29,в).

Видимо, не простыми декоративными элементами на фасадах деревенских домов были львы, русалки и Сирины. С их образами крестьяне связывали представления о благополучии и достатке своего дома. Эти сказочные и фантастические существа охраняли жилище, семью крестьянина от злых сил, всяческих бед и невзгод.

Со временем отношение к таким изображениям менялось, постепенно стирался из памяти их глубинный смысл, но и впоследствии не только из стремления к украшательству или в силу традиции вырезали мастера на наличниках и лобовых досках берегинь и Сиринов. Важное духовное значение имели они для крестьян, как бы связывая их не только с реальной окружающей средой, но и с незримым фантастическим миром народных верований, преданий и сказок.

Элементы глухой резьбы, как фигурные, так и растительные, составляли уравновешенную композиционную систему, рассчитанную не только на близкое восприятие, но и на обозрение со значительного расстояния, поскольку в ее структурном построении естественно сочетались тонко прорисованные детали с укрупненными, обобщенными формами, хорошо различимыми издали (30). При этом народные мастера удивительно полно и органично использовали декоративные свойства дерева — его пластичность, цвет, характерную текстуру. Применяя в мотивах резьбы обобщенные лаконичные элементы, они добивались всестороннего выявления богатейших фактурных особенностей древесины. Резной орнамент или фигурные изображения как бы следовали за направлениями древесных слоев, подчиняя им свою пластику. Сливаясь воедино с архитектурными деталями, резные рельефы акцентировали тем самым внимание на наиболее существенных из них, создавали неразрывный синтез архитектурных и декоративных средств выразительности в облике жилища. Такая тесная связь резьбы с архитектурно-конструктивной структурой дома еще более подчеркивала целостность его общей композиции. Подобный подход к формированию гармоничного декоративного убранства сельского жилого дома представляет несомненный интерес для современной практики жилищного строительства на селе.

 
 
  2011