Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



Единство функционального и эстетического начал

Единство функционального и эстетического начал в формировании жилища и жилой среды в целом — неизменная черта народного зодчества. Это вытекает из самого механизма зарождения, становления и последующего развития народных архитектурно-художественных   традиций   под   влиянием   всей   системы формообразующих факторов и условий.

Любое принципиальное решение в создании архитектурных форм жилой среды, прежде чем стать традиционным, должно было пройти своеобразный и достаточно жесткий отбор на жизнеспособность, на соответствие особенностям природы и климата конкретного региона, условиям труда, быта, национальным представлениям местного населения, его вкусам, привычкам, техническим возможностям. В процессе организации жилой среды, при создании форм жилища народные мастера-строители стремились любому функционально необходимому элементу или архитектурно-конструктивной детали придать художественную выразительность. Народному жилому зодчеству были чужды ложнодекоративные приемы. Как правило, практически все архитектурные элементы жилого дома были функционально оправданы. Украшение же народного жилища обычно осуществлялось посредством художественного выявления практического назначения основных архитектурно-конструктивных элементов и деталей, придания   им   новых — эстетических   и   образно-символических качеств.

Основным звеном в создании объемно-пространственной композиции жилого дома, как и любого другого архитектурного сооружения, является такая оптимальная организация пространства, которая наилучшим образом отвечает функциональному назначению здания и выражает объемно-пространственный и архитектурно-художественный замысел. Процессы, протекающие в границах жилого дома, требуют прежде всего определенной комфортной организации его интерьера, поэтому в традиционном крестьянском жилище объемная композиция здания выступала обычно функцией от решения его внутреннего пространства.

Однако при этом внешний облик жилого дома, его декоративное убранство неукоснительно согласовывались с естественным природным окружением, масштабно и символически-образно увязывались с элементами и структурами ландшафта.

 
 
  2011