Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



трехоконная изба

В архитектурно-художественной структуре таких образцов северного народного жилого зодчества, как крупномасштабные дома Попова (см. 14), Локшиной (см. 15,0!), Якимовой (см. 10, г), монументальная изба в селе Брусенец (см. 10,6) и многие другие, можно легко различить наиболее важные конструктивные элементы, подчеркнутые удивительно простой и лаконичной декоративной отделкой — окна, дверные проемы, детали крыши. Необработанная поверхность бревенчатого фасада создает необходимый для этих элементов фон, на котором они вырисовываются отчетливо и выразительно.

В средней полосе, казалось бы, для свободного формирования декоративного убранства жилищ не было сколь-нибудь значительных препятствий. Однако и здесь неизменно присутствует структурная четкость и ясность композиционного построения художественного оформления традиционных крестьянских домов, и здесь декор подчеркивает, выявляет архитектурно-конструктивную деталь, делает ее более заметной в общей композиционной структуре жилища, придает художественную выразительность. Убедительным подтверждением тому служат дом Максимова в селе Валки Нижегородской области (см. 17), трехоконная изба в селе Новое Ликеево (см. 18). Богатый резной убор дома Максимова сосредоточен вблизи важнейших в композиционном отношении элементов главного фасада — окон жилой части и фронтона. Им отмечен переход бревенчатой стены к дощатому фронтону, на плоскости которого выделяется щедро украшенное слуховое окно. В небольшой избе села Новое Ликеево прихотливое резное узорочье подчеркивает треугольник фронтона, который благодаря своей декоративной отделке становится наиболее выразительной частью дома.

Декоративная проработка основных архитектурно-конструктивных деталей традиционной крестьянской избы, и прежде всего ее фронтона, элементов крыши, не только существенно обогащала облик дома, но и делала его более теплым, масштабным, человечным. Тщательная прорисовка силуэта дома, его четкая структурная организация в немалой степени способствовали тому, что дом был хорошо виден издалека, зачастую — с весьма значительных расстояний. Это объясняется тем, что именно силуэт «поставляет» основную информацию о конкретном объекте, именно с различения контура какой-либо фигуры начинается зрительный процесс.

 
 
  2011