трехоконная изба
В архитектурно-художественной структуре таких образцов
северного народного жилого зодчества, как крупномасштабные дома Попова (см. 14),
Локшиной (см. 15,0!), Якимовой (см. 10, г), монументальная изба в селе Брусенец
(см. 10,6) и многие другие, можно легко различить наиболее важные
конструктивные элементы, подчеркнутые удивительно простой и лаконичной
декоративной отделкой — окна, дверные проемы, детали крыши. Необработанная
поверхность бревенчатого фасада создает необходимый для этих элементов фон,
на котором они вырисовываются отчетливо и выразительно.
В средней полосе, казалось бы, для свободного формирования
декоративного убранства жилищ не было сколь-нибудь значительных препятствий.
Однако и здесь неизменно присутствует структурная четкость и ясность
композиционного построения художественного оформления традиционных
крестьянских домов, и здесь декор подчеркивает, выявляет
архитектурно-конструктивную деталь, делает ее более заметной в общей
композиционной структуре жилища, придает художественную выразительность.
Убедительным подтверждением тому служат дом Максимова в селе Валки
Нижегородской области (см. 17), трехоконная изба в селе Новое Ликеево (см. 18).
Богатый резной убор дома Максимова сосредоточен вблизи важнейших в
композиционном отношении элементов главного фасада — окон жилой части и
фронтона. Им отмечен переход бревенчатой стены к дощатому фронтону, на
плоскости которого выделяется щедро украшенное слуховое окно. В небольшой
избе села Новое Ликеево прихотливое резное узорочье подчеркивает треугольник
фронтона, который благодаря своей декоративной отделке становится наиболее
выразительной частью дома.
Декоративная проработка основных
архитектурно-конструктивных деталей традиционной крестьянской избы, и прежде
всего ее фронтона, элементов крыши, не только существенно обогащала облик
дома, но и делала его более теплым, масштабным, человечным. Тщательная
прорисовка силуэта дома, его четкая структурная организация в немалой степени
способствовали тому, что дом был хорошо виден издалека, зачастую — с весьма
значительных расстояний. Это объясняется тем, что именно силуэт «поставляет»
основную информацию о конкретном объекте, именно с различения контура
какой-либо фигуры начинается зрительный процесс.
|