Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



Традиции в жилой архитектуре села

Традиции в жилой архитектуре села складывались веками, народное зодчество в процессе своего развития отбирало все лучшее, наиболее жизнеспособное, отметая случайное и преходящее. Народные мастера, опираясь на опыт предшествовавших поколений и руководствуясь эстетическими представлениями своего времени, возводили запоминающиеся самобытные сооружения. В народной жилой архитектуре были найдены, выверены и канонизированы основополагающие принципы и приемы, с помощью которых мастера-строители добивались яркости, неординарности, художественной уникальности своих произведений, будь то отдельный жилой дом или селение в целом.

Традиции народного жилого зодчества являются своеобразным «банком данных», где накапливаются, сохраняются и передаются последующим поколениям наиболее значительные, проверенные многолетним опытом позитивные приемы и методы организации жилища в естественной природной среде.

Архитектура сельского жилого дома может быть понята и осмыслена лишь исторически — как непрерывный процесс, как безостановочное движение из прошлого в будущее через настоящее. Любая остановка в этом движении, любой разрыв непрерывной нити, связующей эпохи и времена, губителен и для архитектуры жилища, и для национальной культуры в целом; прежде же всего он сказывается на нравственном, духовном потенциале общества. Отрыв от национальных корней, от национальной истории, воплощенной в культурном наследии, в позитивных традициях народного зодчества, мстит за себя неизменно возникающей эмоциональной бедностью, художественной невыразительностью, а зачастую — и безликостью архитектурных произведений.

Довольно часто на практике создавался как бы «усредненный» сельский дом, не привязанный к какому-то конкретному месту, к конкретной природной ситуации. И, к сожалению, пока еще значительная часть таких домов носит «городской» отпечаток, являя собою овеществленную модель городского образа жизни, городской культуры. Подобное жилище, «нацеленное» на город, способствует негативной переориентации психологии сельского жителя, созданию новой, чуждой традиционной деревне системы нравственных и культурных ценностей, формированию не свойственных селянам стереотипов поведения. А это, в свою очередь, ведет к отрыву современного крестьянина от земли, от природы, от народной культуры, которая своими корнями уходит именно в деревню, органично связанную с окружающими ее лесами и полями.

 
 
  2011