структура традиционных сельских домов
В структуре традиционных сельских домов, в прорисовке их
фасадов можно выделить пропорциональные отношения, основанные на свойствах
квадрата и его производных, но они не были обязательными для жилых домов всех
типов. Основным композиционным принципом формирования пропорциональной
структуры крестьянского жилого дома являлся принцип подобия, нашедший свое
выражение как в планировке здания, так и в структурной организации наиболее
важных его элементов и деталей.
Особое место среди различных систем пропорционирования
занимает так называемое «золотое сечение». Пропорция золотого сечения тесно
связана с наиболее общими законами природы, фундаментальными проблемами
целого ряда естественных и точных наук, например с биологией, физикой,
математикой, строительной механикой. Кроме того, она отвечает объективным
закономерностям психологии зрительного восприятия и физиологии человеческого
зрения.
Золотое сечение дает наименьшее возможное число отношений
при делении отрезков, что позволяет сократить поступление избыточной
информации в зрительную систему человека.
Однако замечено, что применение пропорций «золотого
сечения» при формировании архитектурно-художественной структуры
традиционного крестьянского дома основано скорее на
интуиции, чем на преднамеренном и точном расчете — в пропорциональном строе
народного жилища довольно редко встречаются отношения, точно соответствующие
золотому сечению, и значительно чаще — весьма близкие ему.
Системы проиорционирования, использовавшиеся народными
мастерами в качестве одного из основцЬ1Х методов формирования
архитектурно-художественной структуры жилого дома, основывались прежде всего
на тщательно и всестороннем учете функциональных требований, конструктивных
свойств строительного материала, особенностей человеческого зрения и
господствовавших в обществе эстетических Представлений. Но эти
пропорциональные системы служили лиШь канвой для создания композиционной
структуры здания, на основе которой народный зодчий творчески решал задачу построения индивидуальной
архитектурной формы.
|