Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



декоративный орнамент

Этим требованиям полностью удовлетворяет бревенчатая стена. Сочетание же темного тяжелого цвета бревенчатой стены с легким светлым тоном основных архитектурных деталей позволяет создать легко воспринимающиеся, художественно выразительные композиции. Именно на темном «материальном» фоне бревенчатой стены хорошо выделяются ажурные элементы резьбы, покрывающие наличники окон, подзоры, детали балконов и крылец. При этом орнамент, рассчитанный преимущественно на восприятие с близкого расстояния, позволяет судить о размерах архитектурных деталей, является своеобразным указателем масштаба при оценке композиционного строя здания в целом и отдельных его элементов.

Выработавшийся на протяжении столетий декоративный орнамент вобрал в себя эстетические предпочтения, вкусы, символику художественных образов создавшего его народа. Без орнаментики вообще немыслима народная архитектура, причем полноценная жизнь орнаментального знака-символа неотделима от уверенного понимания и признания его определенными социальными слоями или группами людей.

В деревянной жилой архитектуре орнамент, с одной стороны, выявлял механические свойства применявшегося материала, с другой — отражал верования, национальные эстетические представления и художественные пристрастия населения. Далеко не последнюю роль в формировании резного декора крестьянских изб играли и конкретные условия зрительного восприятия, существенно различные в разных регионах страны. Так, на Севере пропильная резьба, обогащавшая архитектурно-художественные детали убранства дома, была рассчитана на силуэтное восприятие в местных специфических условиях видимости. Характер резьбы, ее прорисовка менялись в зависимости от конкретного региона: с продвижением на север рисунок резьбы упрощался и укрупнялся, становился более сухим и геометричным. Без сомнения, наряду с прочими факторами серьезное влияние на подобные изменения оказали и климатические условия, прежде всего особенности восприятия архитектурного сооружения в естественной природной среде.

 
 
  2011