Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



сложность силуэта архитектурного сооружения

Однако не все элементы силуэта несут одинаковую информацию. Замечено, что наибольшую информационную ценность имеют те участки, где изменение направления контура происходит быстрее, где расположено больше переходов и мелких деталей. В первую очередь внимание привлекают углы. В случае оценки сложности силуэта архитектурного сооружения именно углам, резким изломам контура принадлежит определяющая роль.

Воспринимаемые человеком зрительные образы формируются путем фиксации характерных точек объекта, в которых для него сосредоточена основная часть информации. Такие «точки фиксации» обычно строго не совпадают с углами контура, однако находятся в непосредственной близости от них, образуя своеобразные зоны концентрации внимания, ориентированные на наиболее существенные для человека участки изображения. Основными зонами фиксации внимания в силуэте традиционного жилого дома являлись прежде всего наиболее высоко расположенные архитектурно-конструктивные элементы и детали художественной отделки, которые благодаря своему развитому контуру были хорошо видны на фоне неба, ~ фигурный конек и украшенные резьбой свесы крыши. Этим элементам прежде всего и уделяли внимание народные мастера при создании внешнего облика дома. Так, на Севере наиболее высокая точка дома, где сходились скаты крыши, — оконечность «охлупня» ~ оформлялась обычно в виде головы коня или оленя. При этом на скульптурном изображении оленя иногда укреплялись подлинные оленьи рога. Такая обработка завершения жилища, видимо, имела для сельских жителей глубокое символическое значение и была связана с бытовавшим в древности культом коня, а в самых северных областях —- и оленя. Кстати, свидетельством существования в далеком прошлом обычая помещать на высшей точке избы череп коня служит один из древних вариантов названия шеломного бревна — «черепное».

Изображения коней часто присутствовали и во внешнем убранстве изб, на их фасадах — в частности, головами коней нередко оформлялись подвески в местах их соприкосновения с приче-льными досками, — и в интерьере жилища, в росписях шкафов и перегородок, в оформлении припечных досок. Кони изображались также и на вышитых полотенцах, и на досках прялок, и на целом ряде других предметов домашнего обихода.

 
 
  2011