сложность силуэта архитектурного сооружения
Однако не все элементы силуэта несут одинаковую
информацию. Замечено, что наибольшую информационную ценность имеют те
участки, где изменение направления контура происходит быстрее, где
расположено больше переходов и мелких деталей. В первую очередь внимание
привлекают углы. В случае оценки сложности силуэта архитектурного сооружения
именно углам, резким изломам контура принадлежит определяющая роль.
Воспринимаемые человеком зрительные образы формируются
путем фиксации характерных точек объекта, в которых для него сосредоточена
основная часть информации. Такие «точки фиксации» обычно строго не совпадают
с углами контура, однако находятся в непосредственной близости от них,
образуя своеобразные зоны концентрации внимания, ориентированные на наиболее
существенные для человека участки изображения. Основными зонами фиксации
внимания в силуэте традиционного жилого дома являлись прежде всего наиболее высоко
расположенные архитектурно-конструктивные элементы и детали художественной
отделки, которые благодаря своему развитому контуру были хорошо видны на фоне
неба, ~ фигурный конек и украшенные резьбой свесы крыши. Этим элементам
прежде всего и уделяли внимание народные мастера при создании внешнего облика
дома. Так, на Севере наиболее высокая точка дома, где сходились скаты крыши,
— оконечность «охлупня» ~ оформлялась обычно в виде головы коня или оленя.
При этом на скульптурном изображении оленя иногда укреплялись подлинные
оленьи рога. Такая обработка завершения жилища, видимо, имела для сельских
жителей глубокое символическое значение и была связана с бытовавшим в
древности культом коня, а в самых северных областях —- и оленя. Кстати,
свидетельством существования в далеком прошлом обычая помещать на высшей
точке избы череп коня служит один из древних вариантов названия шеломного
бревна — «черепное».
Изображения коней часто присутствовали и во внешнем
убранстве изб, на их фасадах — в частности, головами коней нередко
оформлялись подвески в местах их соприкосновения с приче-льными досками, — и
в интерьере жилища, в росписях шкафов и перегородок, в оформлении припечных
досок. Кони изображались также и на вышитых полотенцах, и на досках прялок, и
на целом ряде других предметов домашнего обихода.
|