Система пропорционирования народного мастера
Система пропорционирования народного мастера имела
весьма широкие границы и включала в себя различные методы и приемы достижения
соразмерности элементов и деталей здания. В такой системе использовались и
модульные соотношения, и свойства квадратов и их диагоналей, и «золотое
сечение». В процессе творческого поиска вырабатывались и применялись на
практике все новые и новые приемы пропорционирования, однако основа системы —
всемерное использование принципа подобия в планировочном и
объемно-пространственном решении жилого дома — оставалась неизменной. Это
можно видеть на примере многообразных и художественно неповторимых решений
декоративного убранства крестьянских домов, в основе которых лежали все те же
канонизированные объемно-планировочные и конструктивные схемы, выработанные
народными мастерами на протяжении столетий. Умение вдохнуть в них жизнь,
создать в каждом отдельном случае неповторимый и выразительный архитектурный
облик жилого дома с помощью относительно несложных приемов организации
целостной художественно-образной структуры жилища и различных систем пропорционирования
является одной из наиболее ценных для нас сегодня особенностей народной жилой
архитектуры.
Пропорционирование как целостная система соразмерности частей
зданий не должно исчезнуть и из современной сельской архитектуры. Структурно
упорядоченные, пропорционально выверенные архитектурно-художественные решения
сельских жилых домов смогут обогатить естественный ландшафт, придадут ему
завершенность и композиционную цельность.
Применение тех или иных пропорциональных систем в жилой
архитектуре современного села должно быть тесно связано с использованием и
других основополагающих средств композиции, таких, как симметрия, ритм,
масштабность и ряд других. С помощью разнообразных композиционных средств и
приемов облику сельского дома можно придать черты, способствующие созданию
информационно и эмоционально насыщенной и психологически комфортной жилой
среды. Например, в целом симметричные композиционные решения главных фасадов
традиционных крестьянских жилых домов вызывали ощущение устойчивости,
прочности, надежности зданий. Четкое ритмическое чередование основных
архитектурных элементов и деталей декоративного убранства, их структурная
упорядоченность и масштабная согласованность позволяли уверенно выделять
жилые здания и сооружения из естественного природного окружения.
Учет этих традиционных особенностей народного жилого
зодчества в сегодняшней практике строительства на селе представляется весьма
плодотворным и своевременным, поскольку безусловно будет способствовать
совершенствованию архитектурно-художественного облика жилой среды современных
сельских населенных мест, позволит поднять общий эстетический уровень жилой
застройки сел и деревень.
|