Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



Декоративные элементы и детали

В организации композиционной структуры традиционного жилища, в формировании целостного архитектурного облика крестьянского дома использовались самые разнообразные средства художественной выразительности — и лаконичная декоративная скульптура, и различные виды резьбы, и живописные фрагменты.

Велико при этом было и образно-символическое значение декора. Так, главный фасад крестьянской избы представлял собою как бы лицо дома. Любопытно, что названия, данные народом отдельным элементам фасада и деталям декоративного убранства, в полной мере отражают это его предназначение. Например, сравнение фронтона дома с «челом» породило такие названия, как «причелины» — резные доски, прикрывающие концы слег по краю крыши при самцовой конструкции, или «лобовая доска» (иначе «платок») — элемент, отмечающий переход от бревенчатого сруба к дощатому фронтону при стропильной конструкции. Украшения, расположенные над оконными проемами, были названы «очельями».

Окна, через которые осуществлялась зрительная связь внутреннего пространства избы с внешним миром, трактовались как «очи» дома. Да и само слово «окно» происходит от старинного «око».

Доски, нередко прикреплявшиеся к концам бревенчатых кронштейнов-повалов у нижнего края причелин, были названы «серьгами» или «подвесками». «Охлупень», венчающий крышу, именовался еще и «шеломом» (шлемом), чем подчеркивалась важная его роль в конструкции и внешнем облике дома.

Декоративное убранство дома строилось в полном соответствии с выбранным конструктивным решением и общим объемно-планировочным замыслом. Народные зодчие во всех своих постройках, и прежде всего в жилых домах, удивительно тонко учитывали предугаданные ими и проверенные многовековой практикой закономерности визуального восприятия и особенности человеческого зрения.

 
 
  2011