Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



Самодеятельные сельские строители

Самодеятельные сельские строители порой стремятся сплошь покрыть все свободные плоскости стен дома затейливыми узорами. Однако такое декоративное убранство не только не украшает здание, но и придает ему нежилой, «пряничный» вид. Оставляя плоскость стены свободной от декора, можно добиться четкого контрастного выделения основных архитектурно-художественных

элементов на ее простом фоне, и народные мастера хорошо это понимали.

Следует взять на вооружение и использовавшийся в народной жилой архитектуре принцип зрительного облегчения стены снизу вверх, что достигалось увеличением числа декоративных деталей и более богатой и тонкой их прорисовкой при переходе от основания дома к его коньку. При этом архитектурно-художественные элементы должны хорошо восприниматься и надежно «читаться» с различных дистанций — от самых дальних подходов к селению, когда различимы лишь крупные фрагменты отделки, и до непосредственного зрительного контакта с декором с близкого расстояния, при котором видны не только мелкие детали, но даже и фактура материала. Целесообразно так формировать декоративное убранство дома, чтобы самые мелкие его детали группировались в более крупные элементы, а последние, в свою очередь, вписывались в обобщенные архитектурно-художественные формы, строго подчиняясь общему композиционному замыслу и конструктивной структуре всего здания.

Через декоративное убранство народного жилища, через художественные образы, в нем воплощенные, осуществлялась и визуальная, и символическая связь жилого дома с внешним миром, с естественной средой, с природой. Сельский дом всегда нес в своем убранстве наиболее важные, наиболее значимые символы, отражавшие, с одной стороны, общественное положение и жизненные устремления хозяина, близкие ему нравственные и художественные ценности, с другой — зримо воплощавшие неотъемлемую  принадлежность  жилища  окружающей  природе.

 
 
  2011