Самодеятельные сельские строители
Самодеятельные сельские строители порой стремятся сплошь
покрыть все свободные плоскости стен дома затейливыми узорами. Однако такое
декоративное убранство не только не украшает здание, но и придает ему
нежилой, «пряничный» вид. Оставляя плоскость стены свободной от декора, можно
добиться четкого контрастного выделения основных архитектурно-художественных
элементов на ее простом фоне, и народные мастера хорошо
это понимали.
Следует взять на вооружение и использовавшийся в народной
жилой архитектуре принцип зрительного облегчения стены снизу вверх, что
достигалось увеличением числа декоративных деталей и более богатой и тонкой
их прорисовкой при переходе от основания дома к его коньку. При этом
архитектурно-художественные элементы должны хорошо восприниматься и надежно
«читаться» с различных дистанций — от самых дальних подходов к селению, когда
различимы лишь крупные фрагменты отделки, и до непосредственного зрительного
контакта с декором с близкого расстояния, при котором видны не только мелкие
детали, но даже и фактура материала. Целесообразно так формировать
декоративное убранство дома, чтобы самые мелкие его детали группировались в
более крупные элементы, а последние, в свою очередь, вписывались в обобщенные
архитектурно-художественные формы, строго подчиняясь общему композиционному
замыслу и конструктивной структуре всего здания.
Через декоративное убранство народного жилища, через
художественные образы, в нем воплощенные, осуществлялась и визуальная, и
символическая связь жилого дома с внешним миром, с естественной средой, с
природой. Сельский дом всегда нес в своем убранстве наиболее важные, наиболее
значимые символы, отражавшие, с одной стороны, общественное положение и
жизненные устремления хозяина, близкие ему нравственные и художественные
ценности, с другой — зримо воплощавшие неотъемлемую принадлежность жилища
окружающей природе.
|