региональные архитектурные традиции
Возвращение в конце 60-х годов к проектированию малоэтажных
жилых домов усадебного типа сопровождалось расширением специальных научных
разработок с тем, чтобы созданные дома могли возможно более полно отвечать
разнообразным требованиям, предъявляемым к ним сельским населением. В 70-х
годах появляются отдельные проекты сельских домов, в которых воплотились
национальные и региональные архитектурные традиции, основополагающие принципы
и приемы народного жилого зодчества, специфические особенности
художественного образа традиционного крестьянского дома.
К наиболее удачным решениям можно отнести серию проектов
одноэтажных и двухэтажных жилых домов, разработанных в 1970 г. коллективом
архитекторов института ЦНИИЭП жилища (39...42). В этих проектах прежде всего
привлекает внимание комплексный подход к решению сложной задачи создания
выразительного сельского жилища, удобного, экономичного и отвечающего
требованиям и художественным представлениям местного населения. Авторы смогли
выявить наиболее важные, не утратившие своего значения и сегодня принципы
формирования жилого пространства и художественно-образной структуры сельского
дома, которые и использовали в работе над проектами. Новаторское, нестандартное
применение принципов народного жилого зодчества позволило им получить весьма
узнаваемые, но в то же время современные и оригинальные решения
архитектурно-художественного облика сельского жилого дома в гармоничной связи
с естественным окружением, с природным ландшафтом.
Архитекторам удалось уловить и передать во внешнем облике
усадебного жилища специфический «сельский» характер, теплоту н уют
деревенского дома. Точные масштабные соответствия, традиционный характер
построения архитектурных форм позволили создать выразительный и
запоминающийся образ жилого дома. Была учтена и подчеркнута пластичность
объема русского народного жилища, его выразительное силуэтное решение.
Активное применение естественных материалов при отделке домов зрительно сблизило
жилище с окружающей средой. Проектируя дома из кирпича, архитекторы не
стремились к копированию форм и деталей русского деревянного жилого дома,
совершенно справедливо считая это недопустимым, они использовали лишь
наиболее общие принципы народного зодчества, что и позволило добиться таких
результатов.
|