декоративные детали
В современной практике большое распространение получил
способ расширения усадебного дома путем переустройства чердачного
пространства в мансарду, что при самых незначительных изменениях в
конструкции и инженерном оборудовании жилища дает существенное приращение площади. Подобным же
образом в старину использовали иногда и светелки крестьянских домов.
Сегодня мы, увы, не можем похвастаться многочисленными
удачными решениями в сфере индивидуализации художественного облика массового
сельского жилища. Например, отсутствие соразмерных декоративных элементов и
деталей в структуре большинства усадебных домов, возведенных в селах и
деревнях по типовым и индивидуальным проектам, зрительно утяжеляет общую их
композицию, делает ее излишне монументальной, нарушает традиционно принятые
масштабные соотношения, характерные для сельской жилой среды.
Как показывает практика, в современном жилищном
строительстве на селе декоративные детали либо не используются вовсе, либо
художественное убранство сельского жилого дома идет по пути весьма
приближенного и довольно поверхностного копирования традиционных мотивов,
применявшихся в народном зодчестве. И если первый путь приводит к ничем не
оправданному аскетизму сельской современной жилой архитектуры и противоречит
издревле присущему ей «рукотворному» характеру, то второй — дискредитирует
саму идею использования народных архитектурно-художественных традиций,
поскольку решается она здесь на низком профессиональном и художественном
уровне, подменяя преемственность традиционных принципов формирования
художественно-образной структуры народного жилища формальным копированием
отдельных приемов и конкретных архитектурных форм и деталей декоративного
убранства крестьянского дома.
Попытки скрупулезного воспроизведения традиционного декора
заведомо обречены на неудачу, ведь процесс развития архитектурных форм и
мотивов декора не может быть остановлен, законсервирован, а тем более обращен
вспять, он идет непрерывно, поступательно, порождая все новые и новые
архитектурно-художественные элементы, отражающие особенности своего времени.
Отмечая высокий эстетический уровень архитектурных форм и
элементов традиционного резного декора, нельзя забывать, что народные
мастера-зодчие руководствовались при их создании не только чисто
художественными, но и функциональными, практическими соображениями, далекими
от поверхностного украшательства.
|