Архитектурное пространство

Архитектурно-художественный облик дома

Декоративные элементы и детали

Двухквартирные (спаренные) дома

форма треугольного фронтона

формы и мотивы городской архитектуры

хозяйственная зона комплекса

Использование пропорциональной системы

Кладовые в усадебном доме

Мансардные одноквартирные жилые дома

модель жилой среды

Объемное и силуэтное решение дома

облик сельских домов

однотипные сооружения

Основы конструкции жилых домов

перекрытие хозяйственного двора

пластическая проработка фасадов

попытки украсить свое жилище

Применение малых архитектурных форм

Просторный хозяйственный двор

размещение жилой застройки

Самодеятельные сельские строители

Шестистенная изба

Спальные комнаты

Типы сельских домов

традиционно ориентированные решения

Варианты компоновки жилой и хозяйственной частей

застройка сельской усадьбы







 
 



декоративные детали

В современной практике большое распространение получил способ расширения усадебного дома путем переустройства чердачного пространства в мансарду, что при самых незначительных   изменениях   в   конструкции   и   инженерном   оборудовании жилища дает существенное приращение площади. Подобным же образом в старину использовали иногда и светелки крестьянских домов.

Сегодня мы, увы, не можем похвастаться многочисленными удачными решениями в сфере индивидуализации художественного облика массового сельского жилища. Например, отсутствие соразмерных декоративных элементов и деталей в структуре большинства усадебных домов, возведенных в селах и деревнях по типовым и индивидуальным проектам, зрительно утяжеляет общую их композицию, делает ее излишне монументальной, нарушает традиционно принятые масштабные соотношения, характерные для сельской жилой среды.

Как показывает практика, в современном жилищном строительстве на селе декоративные детали либо не используются вовсе, либо художественное убранство сельского жилого дома идет по пути весьма приближенного и довольно поверхностного копирования традиционных мотивов, применявшихся в народном зодчестве. И если первый путь приводит к ничем не оправданному аскетизму сельской современной жилой архитектуры и противоречит издревле присущему ей «рукотворному» характеру, то второй — дискредитирует саму идею использования народных архитектурно-художественных традиций, поскольку решается она здесь на низком профессиональном и художественном уровне, подменяя преемственность традиционных принципов формирования художественно-образной структуры народного жилища формальным копированием отдельных приемов и конкретных архитектурных форм и деталей декоративного убранства крестьянского дома.

Попытки скрупулезного воспроизведения традиционного декора заведомо обречены на неудачу, ведь процесс развития архитектурных форм и мотивов декора не может быть остановлен, законсервирован, а тем более обращен вспять, он идет непрерывно, поступательно, порождая все новые и новые архитектурно-художественные элементы, отражающие особенности своего времени.

Отмечая высокий эстетический уровень архитектурных форм и элементов традиционного резного декора, нельзя забывать, что народные мастера-зодчие руководствовались при их создании не только чисто художественными, но и функциональными, практическими соображениями, далекими от поверхностного украшательства.

 
 
  2011